2012-07-09

Патрик Зюскинд "ПАРФЮМЕР" Читайте книгу, смотрите фильм




ПАРФЮМЕР.
История одного убийцы




В этом ты ужасно похож на всё остальное человечество, мальчик, кто бы мог подумать… Все мы рождаемся и умираем с одной  и той же невысказанной просьбой на губах: «Любите меня, пожалуйста, как можно сильнее!»
Макс Фрай. Сладкие грёзы Гравви

О «Парфюмере» - книге и фильме – не писал  и не говорил только ленивый. Вот я и хочу с парой слов присоединиться к трудягам.
 Если кто-то вдруг не читал-не смотрел, то вот сюжет.  Франция, середина XVIII века.  Правила гигиены считались если не дурным тоном, то-уж не самой обязательной на свете вещью, а потому воняло всё запредельно. Как пахли индивидуумы, вы сможете понять, если близко подойдете к особо грязному бомжу. Всеобщее «амбре» по современным меркам сбивало с ног. 
И вот в это самое время, среди последних отбросов общества, сподобился появиться на свет Жан-Батист Гренуй. Несчастное существо Природа наделила феноменальным даром: парень родился гениальным нюхачём.  А Судьба-извращенка злобно поглумилась – дорога сему человечку была только  в тяжелый грязный труд, а потом, скоренько, в могилу.
Но талант мощно пёр из парня, и нос его, не мытьем, так катаньем, вёл к призванию. Однажды, на грязненькой улочке Гренуй уловил аромат, который перевернул всё его существо. Это был аромат «самой красоты» и шёл от юной невинной девицы. Нет, он не хотел убивать девушку. Он очень хотел получить этот запах, задержать его, напиться им, вобрать в себя, остановить  и запечатлеть. Но ароматы летучи, они исчезают как туман на рассвете. Девушка мертва, запаха нет, Гренуй на бобах. И в тот момент пришло понимание: об эфемерном мире запахов он знает всё, он может ими управлять, он станет великим парфюмером. 


Хорошие духи ценились у высшей категории граждан. Знать понимала, что пахнуть как свинарник, все же не комильфо. Духи делали мэтры, и  одному из них Жан-Батист пришёлся ко двору. Учиться, учиться и ещё раз учиться – вот что стало реалией на долгие годы, все секреты должны быть раскрыты для пытливого юноши. Если бы Гренуй остановился, безропотно принял своё улучшившееся положение, ляпал бы приличный парфюм для богатой клиентуры, то может быть тихо-мирно дотрюхал бы до старости, если б не помер от какой болезни. Но тут он опять слышит тот самый запах, что когда-то свёл его с ума. И опять это -  молодая девушка, расцвет юности. Он понял, что нашёл аромат абсолютной красоты, внушающей каждому вдохнувшему чувство истинной любви.  У него появилась идея фикс: создать такие духи, чтоб его все любили. Запереть любовь во флакон.
Да, господа, парень отчаянно нуждался в любви. В теплоте, понимании, ласке, заботе, в добром отношении. Во всем, что люди понимают под словом любовь. Убогое, хромое, полунемое создание, он никогда не знал, что это за чувство, но инстинктивно понимал его ценность.  Аромат красоты, внушающий любовь, станет главной вершиной его жизни.


Гренуй основательно взялся за сбор нот для будущего шедевра. Отлавливал девиц и просил их запах. Но те не понимали его высоких устремлений, всячески супротивились и, конечно, насильственно умирали от его руки. Убийство за убийством, он был одержим. На него началась охота, а он все синтезировал любовь.Чудо-духи сделаны. Гренуй в тюрьме, его вина доказана, он ждет казни. Но аромат любви открывает все решетки, никто теперь не сможет поднять руку на парфюмера, все любят его и друг друга. На площади безумие и свальный грех. Отец последней убитой девушки признаёт в нем сына. Жан-Батист под шумок смывается. Люди приходят в себя и казнят невиновного, чтоб хоть как-то закрыть случившуюся мрачную историю.
Гренуй понимает, что теперь он может управлять всеми как хочет, что он велик, что он почти бог. Но никто и никогда не поймёт красоты его духов. И чёрная тоска накрывает безумца! Конец его печален, как и его жизнь.
Жан-Батист Гренуй,  возвращается туда, откуда все началось. На место, где он родился. И там, облившись своими духами, сумасшедший гений падёт от рук воров и бродяг, ослеплённых любовью к нему. 
Я вот о чём думаю.
Если бы такой нос появился в наше время, то крупнейшие парфюмерные дома бились бы в кровь за возможность заполучить его с потрохами.  Он бы имел свою лабораторию и штат химиков рангом не ниже докторов наук. За его новыми «Гренуй № 1, 2, 3…..» желающие выстраивались бы в очередь с вечера, а утром штурмом брали парфюмерные лавки. Он был бы окружен толпой прихлебателей, ловивших каждый его вздох. Он одевался бы в шелка и бархат, ел на золоте-серебре, капризничал, раз  в неделю увольнял кого-нибудь из лаборантов и, под угрозой ухода к конкурентам, требовал противоестественных гонораров. А ночью, глядя из окон своего пентхауса на огни большого города, он, врубив финал «Тоски», под её скорбные звуки напивался бы «Вдовой Клико» и оплакивал своё бесконечное одиночество.  И он абсолютно точно бы знал, что всеобщая любовь – это лишь вредная и очень, очень опасная иллюзия. 
Тома Тыквера надо благодарить хотя бы за намерение. Передать аромат через визуальный образ – задача практически непосильная никому.
Мы поймём как пахнет гринуевский город всего лишь дойдя до ближайшей помойки. Мы узнаем как пахнет арбуз, если разрежем эту весёлую полосатую ягоду.  С блаженной вонью выхлопных газов каждый горожанин знаком с младых ногтей. Но каков аромат абсолютной красоты, мы, боюсь, даже представить себе не можем.
В этом смысле режиссер взялся за априори безнадёжное дело, но его смелость вызывает у меня симпатию. А уж что выросло, то выросло. Несмотря на несовершенство фильма, Тыквер снял всё же удивительно красивую картину. Таких, по правде говоря, не очень-то много. Сходу назову лишь «Дракулу Брэма Стокера» Копполы, да «Сонную лощину» Бёртона. Эти фильмы сродни полотнам прерафаэлитов: трагичны, готичны, эротичны.  Работа художников и операторов – выше всяких похвал.
В том, что фильм вышел не таким, какого, наверно, ждали, виновата книга. Как ни странно. Есть тексты – готовые сценарии, хоть сразу на экран. Эта книга не из названной категории. «Парфюмер» - это прежде всего слово, рождающее глубоко личные образы. Слово изначально сильнее картинки,  и фильм проиллюстрировал это в полной мере.
Читайте и смотрите. И книга, и фильм  «стоят свеч».
P.S.  Предфинальная сцена фильма не предназначена для просмотра субъектам моложе 18 лет. Дети сейчас знают, похоже, больше взрослых, но если вы уверены в нравственной чистоте ваших отпрысков, то не травмируйте их. «Уберите ваших детей от наших голубых экранов»

Комментариев нет:

Отправить комментарий