2015-03-16

Элис Манро «Плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет, своей назовет»

Элис Манро не просто писатель, но маг и гипнотизер, она способна заворожить нас чем угодно, что попадет под ее волшебную лупу, хоть лужицей пролитого кетчупа.
The Globe and Mail

В 2013 году Элис Манро присудили Нобелевскую премию с формулировкой «мастеру современного рассказа». Она стала первым канадским писателем, который удостоился этой премии. Перед нами сборник ее рассказов, скрывающих за простым, даже бесхитростным языком глубину содержания и мысли. Уместно будет вспомнить русского классика А.П.Чехова, его рассказы, в которых средствами художественного слова говорилось: человек определяет сам, каким он станет – зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином и т.д. Своеобразная «ромашка жизни». Какой лепесток человек оторвет последним? Спустя век, «канадский Чехов» Элис Манро снова предлагает погадать на ромашке. И каждый её рассказ – это почти роман.
Так, рассказ, давший название сборнику, повествует о временах, которые были «давным-давно», если уточнить, то тогда, «когда еще не отменили движение поездов по множеству местных веток». А как еще, если не в ироничной и одновременно серьёзной форме, передать судьбу небогатой и незамужней женщины, о которой вокзальный клерк гадает, кто она? «В грубых башмаках, в носках вместо чулок, к тому же без шляпы и перчаток, когда уже почти вечер, она, скорей всего, кто?»
Не будем раскрывать всех секретов. Говорят, что читатели, принадлежащие к совсем другой культуре, всё равно узнают в героях Элис Манро самих себя. Поэтому сделаем предположение, что события развиваются в российской глубинке, когда еще не отменили всех пригородных электричек. Выдвинем также следующую сюжетную гипотезу. Бедная женщина является домработницей у некоего господина и его внучки, мать которой умерла, а отец живет уж в совсем глубокой глубинке, притом в нищете. Далее на сцену выходит некая особа, амплуа которой определим условно – «обманщица». Эта обманщица вместе с внучкой подделывают любовные письма, которые адресованы… ну вы догадались, конечно, домработнице, напоминающей «монахиню в штатском». Остается добавить, что мужчиной, готовым жениться, назначается нищий папа из очень глубокой глубинки.
Итак, если домработница, используя свои сбережения, уедет в очень глубокую глубинку, может ли такая история закончиться хорошо в России?
А в Канаде? 
Может быть, в этой истории найдут место все формы человеческих взаимоотношений: ненависть, дружба, ухаживание, влюблённость, брак? (Для знатоков английского языка приведу название рассказа на языке оригинала: «Hateship, Friendship, Courtship, Loveship, Marriage».)
Представленный сборник содержит всего девять историй, прочитав которые, одни будут говорить, что перед ними раскрылись удивительные сюжетные бездны, а другие – что  сюжет здесь вторичен, а главное – это передача неоднозначности жизни и того откровения, которое проливает свет и придаёт смысл жизненным событиям.
Отмечу, что рассказы, входящие в книгу, послужили основой двух кинофильмов: «Вдали от нее» (2006; реж. Сара Полли) и «От ненависти до любви» (2013; реж. Лиза Джонсон).

Прочитать эту книгу можно, зарегистрировавшись в ЭБС «Библиороссика».

Комментариев нет:

Отправить комментарий